Возраст звёзд, эволюция красоты и Science Drama: в Красноярске завершился «КСТАТИ»
В заключительный день фестиваля науки «КСТАТИ», 23 октября красноярцы изучали метод радиоуглеродной датировки, исследовали эволюцию красоты и наслаждались театральной постановкой Science Drama по картине Михаила Ромма «Девять дней одного года».
День начался в детском технопарке «Кванториум» с лекции кандидата физико-математических наук, доцента МИФИ Егора Задебы. Эксперт рассказал про мюоны, нейтрино и период полураспада, а также объяснил, как элементарные частицы и нестабильность атомных ядер, родившихся во взаимодействиях космических лучей, помогают археологам и геологам, проливая свет на самые загадочные страницы жизни нашей планеты и историю человечества.
По словам Егора, любой артефакт, найденный археологами, пробуют датировать ворохом разных способов.
«Первое применение ядерной физики в археологии – радиоуглеродный метод. Нейтрон взаимодействует с азотом, перезаряжает его, и появляется 14-й изотоп углерода. И примерно последние 50 тысяч лет в атмосфере рождался этот углерод-14. Он постоянно накапливается в атмосфере и наших организмах. После смерти углерод-14 не накапливается, а потихоньку распадается. 5730 лет – период его полураспада. Датировать таким методом можно всё от 100 лет», – рассказал Егор.
К объектам, чей возраст сейчас определяют учёные, относятся даже внеземные объекты – звёзды: «По спектрам и поведению звезды, по её яркости, спектральному классу мы можем определить тип звезды и понять, сколько сгорело там ядерного вещества. По соотношению гелия и водорода мы можем определить, сколько времени звезда горит».
В продолжение дня состоялась самое популярное, судя по количеству регистраций, мероприятие за все три дня фестиваля КСТАТИ – лекция известного антрополога, кандидата биологических наук, доцента кафедры антропологии биологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, научного редактора портала «Антропогенез» Станислава Дробышевского.
Умение видеть красоту и отличать её от уродства – уникальное человеческое качество. Только мы можем творить искусство или всё же есть и другие случаи? Когда наши предки перешагнули рубеж между сугубой рациональностью и творчеством? Каким было первое искусство? Стремились ли наши предки к красоте? Обо всём этом и узнали из лекции участники фестиваля.
По словам спикера, пространства, которые населяли наши предки много лет назад, были просто функциональны – ровный природный ландшафт, близкое расположение к водоёму, красивый пейзаж в виде холмов на горизонте. «Здесь мы себя чувствовали хорошо. Экстремальные места типа пустынь, высокогорья, тундры заселялись в последнюю очередь», – сказал Станислав.
«Спустя некоторое время люди, как ни странно, стали селиться не в самых удобных местах, где жить неплохо, но не лучше, чем где-то по соседству с ручейками, достаточно ровной поверхностью, – продолжил эксперт. – Наоборот – стали селиться в местах а-ля Красноярские столбы, в скалах, где есть пещеры. Такое «красивое» казалось нестандартным. Стремление жить в нестандартном месте – первый признак появления эстетики».
Позже на наличие чувства прекрасного стали указывать необычные вещи, которые человек стал находить и сохранять: полированные кораллы, камни. Через некоторое время ещё и начали создавать из этих материалов необычные орудия труда и защиты – остроконечники из кристаллов, рубила с моллюском. «Вот у всех наконечники одинаковые, а у меня – прозрачные. Это же красиво»
Как и Евгения Тимонова, Станислав Дробышевский указал, что человеку стали нравиться симметричные, старательно выделанные материалы. Главный признак здесь – отличие от природных материалов. Эксперт привёл в пример показательное изобретение питекантропа, когда тот взял и без того красивую ракушку и с помощью акульего зуба (а трасология доказывает, что это был именно акулий зуб) нанёс на поверхность ракушки «царапульку», которая сделала её еще красивее.
Завершающим мероприятием фестиваля стала читка пьесы учёными и профессиональными актёрами «Science Drama. Девять». «Девять дней одного года» — одна из главных картин Михаила Ромма 1960-х годов, воспевающая физиков-ядерщиков, влюблённых в одну девушку. Это сложный разговор о цене научных открытий и смысле самопожертвования, о том, как упорство в работе и готовность идти до конца ради своей идеи приводят к краху в личной жизни, но в первую очередь — о человеческом героизме.
В версии драматурга Валерия Печейкина действие переносится в условную среду, где быт 60-х годов сочетается с приметами сегодняшнего дня, а ностальгия по прошлому — с мечтами о будущем. Пьеса написана для «Гоголь центра», где по ней идет постановка.
Фестиваль науки «КСТАТИ» проводился в Красноярске впервые. Фестиваль организован Информационным центром по атомной энергии (ИЦАЭ) Красноярска при поддержке Госкорпорации «Росатом».